|
|
Истари, Итрин, Маги, Istari, Ithryn,
Wizards
.:: Кратко |
Природа
расы |
майар, пришли в Средиземье прибл.
III 1000. Саруман убит III 3019 и Гэндальф покинул Средиземье
III 3021; судьбы других истри неизвестны |
Англ. вар. названия |
Istari (1), Ithryn, Wizards |
Перевод |
Истари, Итрин, Маги |
Значение |
"Мудрые" |
Произношение |
ee'staree |
|
"Самый полный рассказ об Истари был написан,
судя по всему, в 1954 г (во введении, на стр. 6, разъясняется его
происхождение). Я привожу его здесь целиком и буду впоследствии
ссылаться на него, как на "эссе об Истари".
Слово маг является используется как перевод квенийского
истар (на синдарине - итрон): один из членов "ордена"
(как его называют), которые говорили, подтверждая это на деле, что
обладают обширными знаниями об истории и природе Мира. Этот перевод,
вероятно, не очень удачен (хотя и, точно так же, как истар в Квэнья,
имеет отношение к слову "мудрый" и к прочим словам познаний
[английское "wizard" (здесь переведено как "маг")
является однокоренным с "wise" (мудрый). Прим. перев.]),
поскольку Херен Истарион, или Орден Магов, весьма отличался от "магов"
и "волшебников" более поздних легенд. Они принадлежали
исключительно к третьей эпохе и потом ушли, и никто кроме, быть
может, Элронда, Кирдана и Галадриэль не узнал, кто они были и откуда
пришли.
Те из людей, кто имел с ними дело, считали их
(вначале) людьми, овладевшими знаниями и умениями путем долгого
тайного обучения. Они впервые появились в Средиземье примерно в
1000 г. третьей эпохи, но в течении долгого времени они путешествовали
в простом обличии старых, но крепких людей, путешественников и бродяг,
собирающих знания о Средиземье и всем, что там живет, никому не
раскрывая своих целей и возможностей. В те времена люди редко их
видели обращали на них мало внимания. Но по мере того, как тень
Саурона росла и принимала форму, они стали действовать более активно,
всегда пытаясь противостоять Тени и предупредить эльфов и людей
об опасности. Тогда среди людей далеко разнеслись слухи о том, как
они приходят и уходят, вмешиваясь во многие дела. И люди увидели,
что они не умирают, но остаются такими же (разве что они немного
старели с виду), в то время как у людей проходят поколения. Поэтому
люди начали их бояться, даже тогда, когда любили, и принимали их
за эльфов (с которыми те часто общались).
Но Истари не были эльфами. Они пришли из-за Моря,
с Заокраинного Запада, хотя в течении долгого времени об этом знал
лишь Кирдан, хранитель Третьего Кольца, повелитель Серых Гаваней,
который видел их высадку на западном берегу. Они были посланцами
Повелителей Запада, Валар, которые по-прежнему держали советы по
поводу управления Средиземьем, и когда тень Саурона вновь зашевелилась,
решили таким образом противостоять ему. С согласия Эру они выбрали
посланцев столь же высокого, что и они сами, рода, но облачили их
в тела как у людей, настоящие, не иллюзорные, подверженные страху,
боли, земной усталости и насильственной смерти, способные ощущать
голод и жажду, но, хотя от многолетних трудов и забот они старились,
их благородный дух не давал им умереть. Валар таким образом хотели
исправить ошибки прошлого, в особенности то, что они пытались укрывать
и оберегать эльфов, полностью раскрываясь в своей мощи и славе.
Поэтому теперь их посланцам было запрещено являться исполненными
величия или направлять стремления эльфов и людей открытым проявлением
силы. Им было велено в скромных и слабых обличиях направлять эльфов
и людей к добру советом и убеждением, стараться любовью и пониманием
объединить все тех, кого Саурон, если он вернется, будет пытаться
совращать и принуждать.
Не известно число членов Ордена, но среди тех,
кто пришел на север Средиземья, где было более всего надежды (потому
что там обитали остатки дунэдайн и эльдар), главными были пятеро.
Пришедший первым имел благородный вид и осанку, волосы цвета воронова
крыла и прекрасный голос - он был одет в белое. Он был искусен в
ручных ремеслах и искусствах и почти все, даже Эльдар считали его
главой Ордена. Остальные были: двое в одеяниях синего морского цвета,
один в коричневом как земля, и последний, который производил меньше
всего впечатления, менее высокий чем прочие, он казался более старым,
был седовлас, одет в серое и опирался на посох. Но Кирдан при первой
же встрече в Гаванях прозрел в нем величайший и мудрейший дух, он
приветствовал его с почтением и передал в его хранение Третье Кольцо,
Нарья Красное.
Он сказал: "Тебе предстоят великие труды и
опасности и, чтобы твое задание не оказалось слишком трудным и изнуряющим,
возьми это Кольцо - оно поможет тебе и облегчит труд. Оно было доверено
мне лишь для того, чтобы сохранить тайну и здесь, на западных берегах,
оно бездействует, но я полагаю, что в те дни, которые уже не так
далеки, оно должно оказаться в более благородных, нежели мои, руках,
с тем чтобы кольцо применялось для возжигания мужества в сердцах".
И Серый Посланец взял Кольцо и сохранял его в тайне, но Белый Посланец
(искушенный в разгадывании тайн) через некоторое время проведал
об этом даре и позавидовал ему. С этого началась его тайная неприязнь
к Серому, которая потом стала явной.
Впоследствии Белый Посланец стал известен среди
эльфов как Курунир, Искусник, на языках людей севера - Саруман,
но лишь после того, как он совершил много путешествий, вернулся
в Гондор и поселился там. Мало что было известно на западе о Синих
и у них не было никаких имен кроме Итрин Луин, "Синие Маги",
потому что они ушли на восток вместе с Куруниром, но не вернулись.
И неизвестно, остались ли они на востоке, выполняя то, ради чего
были посланы, или погибли, или, как некоторые полагают, их заманил
Саурон и они стали его слугами. Ни один из этих вариантов не является
невозможным, поскольку Истари, как ни странно, облаченные в земные
тела Средиземья, могут, как и люди и эльфы, отклонится от своих
целей и творить зло, забыв о добре в поисках могущества для его
совершения...
Ведь сказано, что Истари, обретя тела, должны были
учиться многому заново, медленно набирая опыт, и хотя они знали,
откуда они пришли, память о Благословенных Землях была для них далеким
видением, к которому они безмерно стремились (до тех пор, пока оставались
верны своему предназначению). Так, вынося по доброй воле тоску изгнания
и обманы Саурона, они исправляли зло тех времен.
На самом деле лишь один из Истари оставался верным,
и это был пришедший последним. Ведь Радагаст, четвертый, увлекся
многочисленными зверями и птицами Средиземья; забыв о людях и эльфах,
он проводил свое время среди диких животных. За это он получил свое
имя (которое на древнем языке Нуменора означает, как говорят, "любящий
зверей"). А Курунир Лан, Саруман Белый, пал, забыв о своем
высоком долге, стал гордым и нетерпеливым. Он возжелал власти, которую
искал, чтобы насаждать свою волю силой и противостоять Саурону,
но попался в ловушку этого темного духа, более могущественного,
чем он сам...
Во Властелине Колец есть только общее замечание
об Истари во вступлении к Повести Лет третьей эпохи в приложении
B:
Когда прошла примерно тысяча лет и первая тень
коснулась Великого Зеленолесья, Истари, или Маги появились в Средиземье.
Впоследствии говорилось, что они пришли с Дальнего Запада и были
посланы в противовес силе Саурона, чтобы объединить всех тех, кто
желал противостоять ему. Но им было запрещено противопоставлять
его силе силу или пытаться насильно или страхом подчинять эльфов
и людей.
Поэтому они пришли в облике людей, хотя они никогда
не были молодыми и лишь медленно старились, при этом они многое
могли и руками и разумом. Они мало кому раскрывали свои настоящие
имена, пользуясь теми, которые им давали. Двоих главных в их ордене
(всего их там было, как говорят, пятеро) эльдар называли Курунир,
"Искусник" и Митрандир, "Серый Странник", а
люди севера - Саруман и Гэндальф. Курунир часто путешествовал на
восток, но в конце концов поселился в Изенгарде. Митрандир был более
всех прочих дружен с эльдар и странствовал по западу, никогда не
сооружая себе постоянного жилища...
|
Денис Гордеев. Гэнальф и бильбо
Бэггинс |
Курунир был старшим и пришел первым, и после него
пришли Митрандир и Радагаст, и остальные Истари, что ушли на восток
Средиземья и не упоминаются в этих историях.
Большинство из оставшихся заметок об Истари (как
о целом) к несчастью лишь часто неразборчивые торопливые наброски.
Однако наибольший интерес представляет короткий и очень торопливый
набросок рассказа о том, как на совете Валар, который, по-видимому,
созвал Манвэ ("возможно он воззвал к Эру и попросил совета?"),
на котором было решено отправить в Средиземье трех посланцев. "Кто
пойдет? Они должны быть могучи, ровней Саурону, но должны расстаться
с силой, и облачиться в плоть, чтобы быть на равных и завоевать
доверие эльфов и людей. Но так они будут подвергаться опасности,
потускнеют их мудрость и знание, и смущены они будут страхами, заботами
и усталостью, что идет от плоти." Но только двое вышли вперед:
Курумо, выбранный Аулэ, и Алатар, посланный Оромэ. Тогда вопросил
Манвэ: "Где Олорин?", и одетый в серое Олорин, который
только что вернулся из путешествия и сидел с краю, спросил, чего
Манвэ хочет от него. Манвэ ответил, что он хочет, чтобы Олорин пошел
третьим (и помечено в скобках, что "Олорин любил оставшихся
Эльдар", очевидно для того, чтобы объяснить выбор Манвэ). Но
Олорин заявил, что он слишком слаб для подобной задачи, а также
боится Саурона. На это Манвэ ответил, что тем больше причин ему
идти и он повелел Олорину (далее неразборчиво. Кажется, там есть
слово "третий"). При этом Варда подняла глаза и изрекла:
"Но не третьим", и Курумо запомнил это.
Набросок заканчивается сообщением о том, что Курумо
[Саруман] взял Айвендила [Радагаста], так как Йаванна попросила
его, и Алатар взял своего друга Палландо.
На другой странице набросков, явно относящейся
к тому же периоду, сказано, что "Курумо пришлось взять Айвендила,
чтобы угодить Йаванне, супруге Аулэ". Также там есть грубые
схемы, сопоставляющие именам Истари имена Валар: Олорин - Манвэ
и Варда, Курумо - Аулэ, Айвендил - Йаванна, Алатар - Оромэ, Палландо
- также Оромэ (первоначально он соответствовал Мандосу и Ниенне).
В свете только что процитированного рассказа ясно,
что значение этих сопоставлений в том, что каждый из Истари был
выбран соответствующим Вала за внутренние качества, может быть даже
они "относились к" соответствующему Вала в том смысле,
в каком сказано о Сауроне в Валаквэнте (Сильмариллион, стр.32),
что "изначально он был из Майар Аулэ, и глубокие знания этого
народа остались с ним". Поэтому примечательно, что Курумо (Саруман)
был избран Аулэ. Нет никаких намеков на объяснение того, почему
понятное желание Йаванны включить в число Истари кого-нибудь с особенной
любовью к сотворенному ею, могло быть достигнуто лишь навязыванием
Радагаста в компанию Саруману; тогда как утверждение в эссе об Истари
(стр. 184) о том, что, полюбив дикие создания Средиземья, Радагаст
пренебрег той целью, ради которой был послан, может быть не совсем
согласуется с идеей о том, что он был специально выбран Йаванной.
Более того, и в эссе об Истари и в Кольцах Власти Саруман пришел
первым и пришел один. С другой стороны, можно уловить упоминание
о навязанной компании Радагаста в крайнем презрении Сарумана к нему,
как об этом Гэндальф на Совете у Элронда:
"Радагаст Карий!' - рассмеялся Саруман, не
скрывая более своего презрения. 'Радагаст приручатель птиц! Радагаст
простак! Радагаст дурак! Тем не менее ему хватило ума сыграть уготованную
мною роль."
Поскольку в эссе об Истари сказано, что двое ушедших
на восток не имели имен, кроме Итрин Луин "Синие Маги"
(в том смысле, конечно, что у них не было имен на западе Средиземья),
здесь они названы: Алатар и Палландо, и они связаны с Оромэ, хотя
нет никаких намеков на причины этой связи. Может быть (хотя это
всего лишь предположение), что Оромэ имел наибольшие среди Валар
знания о дальних землях Средиземья и что Синим Магам было предназначено
прийти в эти места и остаться там.
Кроме того факта, что эти заметки (о том, как выбирали Истари) были
безусловно написаны после Властелина Колец, я не смог найти никаких
сведений о том, как они соотносятся с эссе об Истари по времени
написания.
Я не знаю других заметок об Истари, кроме нескольких
схематичных и частично неразборчивых записей, которые были написаны
позже чем все приведенные выше, и вероятно написаны после 1972 г.
|
|
Кристофер Ли в роли Сарумана |
Йан МакКелен в роли Гэндальфа |
Следует предположить, что все они [Истари], были
Майар, то есть входили в сонм "ангелов", хотя не обязательно
были одного ранга. Майар были "духами", хотя и способными
к воплощению, и могли принимать "человеческие" (в особенности
эльфийские) обличия. О Сарумане говорили (например сам Гэндальф),
что он был главой Истари, в том смысле, что он занимал более высокое
положение в Валиноре. Гэндальф, очевидно, был следующим по рангу.
Сила и мудрость Радагаста показаны много меньшими. О двух других
ничего не сказано в опубликованном тексте, кроме одной ссылки в
перебранке Гэндальфа и Сарумана [Две Твердыни III 10]. Эти Майар
были посланы Валар в решающий момент истории Средиземья, чтобы усилить
сопротивление эльфов запада численно превосходящим силам востока
и юга. Видно, что в этой миссии они вольны были выбирать любые возможные
средства. Не было приказано, да и не предполагалось, что они будут
действовать вместе, как средоточие силы и мудрости. У каждого были
свои возможности и склонности, в соответствии с которыми Валар их
и выбирали." цитата из "Неоконченных сказаний"
Примечание
В The Two Towers III 8 сказано, что Сарумана "многие
признавали главным среди Магов", и на Совете у Элронда (The
Fellowship of the Ring II 2) Гэндальф подтвердил это: "Саруман
Белый - величайший в нашем Ордене".
Другая версия слов Кирдана, обращенных к Гэндальфу,
когда Кирдан передавал ему Кольцо Огня, приводится в Of the Rings
of Power (The Silmarillion стр. 304), и очень похожи слова, приведенные
в Приложении B к The Lord of the Rings (предисловие к Повести Лет
Третьей Эпохи).
В письме, написанном в 1958 году, мой отец говорит,
что ничего не знает точно об "остальных двух", поскольку
он не оставили следа в истории северо-запада Средиземья. "Я
думаю, - пишет он, - что они были посланы в дальние области, Юг
и Восток, далеко за пределы земель, известных нуменорцам: миссионеры
на оккупированной врагом территории. Добились ли они какого-нибудь
успеха, я не знаю; но боюсь, что они пали, подобно Саруману, хотя,
несомненно, не так, как он; и подозреваю, что они были основателями
и зачинателями тайных культов и "магических" обычаев,
переживших падение Саурона."
1. Истари - множеств. число (маги), истар - единственное
число (маг).
.:: Источники |
Дж.Р.Р.Толкиен |
Сильмариллион, Приложение ВК: В,
Письма (и т.д., см. по тексту) |
Веб |
- |
Автор
статьи Narwen Anariel |
|
|
|