Доклад на СибКоне-2000
Автор: Эленриэль, Хольгер
А. Зачем это нужно
Главная причина возникновения идеи этого доклада
- слишком большое количество ошибок и путаницы, которые возникают
у многих ролевиков при слове "эльф". Нам по мере сил
хочется устранить ошибки и разложить все по полочкам.
Причины возникновения ошибок.
1. Самая главная. Эльфов в фэнтези много и
все разные: от средиземских Ваньяр до криннских Каганести и
от эльфов Сапковского до ниенновских Эллери Ахэ. А есть еще
"просто эльфы", которые бывают в данженах. И черты
любого типа эльфов слишком просто переносятся на другие их типы.
Иногда это бывает даже в серьезных статьях (в статье Маккавити
"К вопросу об эльфийском менталитете" мы около десятка
таких глюков выловили!) Впрочем, главные ошибки, порожденные
этой причиной будут подробно рассматриваться ниже.
2. Слабое знакомство ролевиков с трудами Толкиена
по причине недостижимости этих трудов для большинства. Это слабое
знакомство и побуждает людей домысливать не известные им черты
эльфов или же заимствовать их у эльфов из других литературных
произведений.
3. Очень экзотическая причина, о которой много
говориться не будет. Непонимание эльфийской этики. Дело в том,
что в основе своей труды Толкиена - христианские, и в полной
мере там присутствует понятие "падения", то есть искажения
этики в результате отказа от веры в Бога или какого-нибудь сверхдурного
поступка. Таким образом, падшими являются все люди и эльфы Нольдор.
Однако, глубина падения их различается. Люди стали подвержены
всем дурным страстям, вплоть до самых мелких и похабных - в
то время как Нольдор остались возвышенными даже в своих злодеяниях.
Мы сами люди, мыслим, слава Богу, трезво и в идеальных рыцарей
не верим - и поневоле приписываем тем же Нольдор понятные нам
человеческие черты. Иначе говоря, пытаемся сделать эльфов похожими
на нас самих (а не наоборот... впрочем, на это и надеяться глупо).
Б. Разбор конкретных глюков.
Одна из таких распространенных ошибок в околоэльфовской
литературе - это идея о том, что эльфы на самом деле живут хотя
и очень долго, но все же обязательно смертны. Это - и муркоковские
вадаги и надраги (народы, которые выступают в качестве неких
аналогов эльфов, с необычным образом жизни и живущие около трех
тысяч лет), и амбериты (точнее, представители королевского дома
Амбера), и смертные эльфы Шаннары и Кринна.
На самом деле ставить их в один ряд с толкиеновскими
эльфами нельзя. Потому что жить долго, но ограниченно, и жить
неограниченно - это абсолютно разные вещи. Те, кто живут ограниченное
время (пусть хоть тысячи лет) кто раньше, а кто позже понимают,
что их время обязательно кончится - в конечном счете и когда
мы в нашем мире понимаем, что мы смертны, то разные люди испытывают
примерно одинаковое чувство независимо от того, пришло к ним
это понимание в пять лет, в семь или в двенадцать. Более того,
толкиеновские эльфы (см. "Речи Финрода и Андрет")
понимают для себя смерть как некий неестественный вариант развития
событий, как катастрофу, а не как естественный ход вещей - ведь
они не умирают сами, а только либо гибнут в результате случайностей,
либо медленно истаивают, но и в том и в другом случае это мнимая
смерть, потому что в Валиноре они обязательно возродятся снова.
И отличие существенно:
"Что знаете вы о смерти? Для вас это больно,
это горько, для вас это потеря - но лишь на время, для вас это
малая частица, отсеченная от изобилия, если правда то, что я
слышала. Ведь вы знаете, что после смерти не оставите мир и
сможете вернуться к жизни. А для нас все по-другому: умирая,
мы умираем, уходим - и не возвращаемся. Смерть - это конец всему,
невозвратная потеря. И она отвратительна, ибо ее навязали нам."
- говорит Андрет Финроду [1]... и то же могли бы сказать толкиеновским
эльфам эльфы Шаннары или Кринна.
И из этой цитаты видно, что существенно не
время жизни, а сам факт необратимой смерти (правда, жизнь толкиеновских
эльфов ограничена пределами жизни Арды, а что дальше - неизвестно
никому, хотя опять же в [1] предполагается, что эльфы и люди
выправят Искажение Арды: "И вдруг мне явилось видение Арды
Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные,
но не завершенные, жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми
Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых
звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно
струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств").
Еще одна характерная ошибка, связанная с неправильным
пониманием бессмертия, состоит в следующем: кажется, что так
как эльфы живут долго, то их условия жизни, культура и т.д.
не изменяются (идея, основанная на "привыкании").
Однако культура эльфов подвержена изменениям! Во-первых, меняются
эльфийские языки (сначала все эльфы, родившиеся у Вод Пробуждения,
говорили на Proto Eldarin, потом в Валиноре сформировался язык
Квенья (причем, диалекты Нольдор, Ванъяр и Телери из Альквалонде
существенно различались: например, слово, означавшее "солнечный
свет" звучало на Ванъярине как aze, в то время как в Нольдорине
звука "z" вообще не было, а солнечный свет назывался
are. Имя Галадриэли на книжном Квенья и Нольдорине звучало как
Алтариэль, а на Телерине - как Алатариэль). Потом у эльфов,
которых Тингол привел на запад Белерианда, язык сменился за
время изолированной жизни [2] - теперь их языком стал синдарин,
соотносящийся с квэнья примерно как русский с польским, а потом
Тингол запретил говорить на квэнья - языке враждебного Дориату
Дома Феанора, и нолдор ничего не осталось, кроме как выучить
синдарин... что они и сделали)
И вообще, непомерный консерватизм эльфов (в
том числе и в речи, а искусство слова - любимое искусство эльфов)
- попросту миф:
"Бессмертны эльдар в пределах Эа, но подобно
людям живут они в телах, в Эа берущих начало, и не более неизменны
они, чем великие деревья - ни в телах, в коих они живут, ни
в том, к чему стремятся они и чего достигают при помощи тел.
Почему же не меняться им и в речи, часть которой создается языком
и воспринимается ушами?" [2]. Что же касается "технологий"
(вспоминается вопрос Макавити "Могли ли эльфы изобрести
паровоз?"), то дело в том, что для эльфов главным является
радость познания, а не практическое использование окружающего
мира [1].
Еще одно расхожее обвинение, предьявляемое
эльфам - это их уверенность в собственной избранности. Но...
во-первых, если, к примеру, Тингол смотрит на людей достаточно
косо, то тот же Финрод все время подчеркивает, что эльфы и люди
- братья:
"Но поймите, Андрет - мы не в шутку зовем
вас Детьми Эру: этим именем мы не шутим, и не поминаем его всуе.
Мы говорим так, ибо знаем - а не потому, что так говорится в
наших легендах. Мы считаем вас своими родичами, и родство наше
(и в хроа, и в феа) теснее, чем общая связь, что объединяет
нас со всеми прочими тварями, живущими в Арде, и этих тварей
между собой. Мы любим всех, кто живет в Средиземье, по мере
их достоинства: зверей и птиц, что дружат с нами, и деревья,
и даже прекрасные цветы, что увядают быстрее людей. Когда они
уходят, мы тоже жалеем о них, но мы считаем, что это - часть
их природы, такая же, как их рост или цвет. Но о вас, наших
ближайших родичах, мы скорбим куда сильнее. Но ведь в Средиземье
все недолговечно, так почему же мы не можем думать, что и ваша
краткая жизнь - часть вашей природы? Разве сами вы думаете иначе?
Из Ваших слов, из горечи, что слышится в них, я понял, что Вы
считаете, будто мы заблуждаемся."[1]. И когда Андрет говорит
Финроду, что эльфы считают людей низшими, он прямо говорит Андрет:
"Я так не думаю"[1].
Это одно из отличий эльфов Средиземья от эльфов
Кринна. Там вообще среди эльфов норма жизни и высший шик кого-нибудь
презирать: Квалинести презирают Сильванести, Сильванести презирают
Каганести и все вместе презирают людей. А Финродов там испокон
века не рождалось.
Проблем с полукровками, очень актуальных в
мирах типа Кринна или мира Сапковского, в Средиземье нет. Диор,
Эарендил, Элронд - не просто полноправные члены общества, но
и правители. Более того, брак родителей Эарендила был радостью
для всего Гондолина.
Еще одно отличие эльфов Арды от по крайней
мере одного вида других эльфов фэнтези (а именно - эльфов Сапковского).
Эльфы Средиземья занимаются земледелием, по крайней мере, об
этом упоминается в [3,4]. Другое дело, что их земледелие вряд
ли напоминает человеческий крестьянский труд. Имеет смысл предположить,
что в отличие, опять же, от человеческого, земледелие эльфов
интенсивно, а не экстенсивно, то есть урожайность достигается
за счет рациональной обработки почвы с учетом ее особенностей
(этому помогает гармония эльфов с природой), а не за счет больших
площадей или чрезмерных усилий. Также маловероятно использование
магии (которой у эльфов Средиземья как таковой и нет, но об
этом ниже), хотя и в [4] описывается нечто похожее на обряд
при посеве зерен, из которых потом будет делаться лембас. Но
суть этого обряда не магическая, это просто выражение почтения
и благодарности Йаванне, даровавшей эти зерна эльфам.
Большое недоумение вызывает иногда проблема
рождаемости у эльфов - почему у них нет демографического взрыва?
И высказываются самые невероятные предположения: магическое
регулирование рождаемости, импотенция и прочее. В то время как
все гораздо проще и естественней: "Что касается продолжения
рода. Несомненно, они могут сохранять многие века способность
иметь потомство, если на то была их воля и желание не было удовлетворено,
но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли
обращаются к другим вещам. Союз любви есть для них воистину
великое наслаждение и радость, и "дни детей", как
они называют это время, остаются в их памяти как самые прекрасные
в их жизни, но у них есть множество других стремлений тела и
духа, которые их природа побуждает их осуществлять"[3].
В этом отличие, например, от эльфов Сапковского,
которых интенсивная интимная жизнь ведет к пресыщению и стремлению
к связям с людьми с целью получения новых ощущений [5]. Понятно,
что у эльфов Толкина нет и не может быть такой сексуальной озабоченности.
Еще одно заблуждение, и очень распространенное
- настолько, что подобное явление неприлично часто встречается
на ХИ. Речь идет о так называемой "эльфийской магии".
Магии как таковой у эльфов Толкина нет, см [6]. У эльфов есть
творчество, оказывающее влияние на окружающий мир: песни, слушая
которые, воочию видишь то, что в них поется - благодаря мастерству
исполнения, тонкости чувств исполнителя и красоте слов и музыки
и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ