Отрывок из письма # 153 Питеру Хастингсу, сентябрь
1954 г. (набросок)
Я уже говорил о биологических трудностях брака между
Эльфами и Людьми. Конечно, он встречается в "волшебных историях"
и фолклоре, хотя не всегда имеет одну и ту же смысловую нагрузку. Но
я сделал его куда более исключительным. Мне не кажется, что "перевоплощение"
как-то влияет на проблему. А вот "бессмертие" (ограниченное
в моем мире жизнью Земли), несомненно, влияет. Как и во многих волшебных
историях.
В основной истории Лутиэни и Берена Лутиэни было - как абсолютное исключение
- позволено лишиться "бессмертия" и стать "смертной"
- но когда Волк-Охранник Врат Ада убивает Берена, Лутиэнь получает краткую
отсрочку, и они оба возвращаются в Средиземье "живыми" - хотя
и не смешиваясь с остальными людьми: обратный вариант легенды об Орфее,
но исполненный Жалости, а не Безжалостности. Туор женится на Идриль,
дочери Тургона, Короля Гондолина; при этом "предполагается"
(хотя и не говорится прямо), что он - уникальное исключение - получает
ограниченное эльфийское "бессмертие": исключение в некотором
смысле оьбратное. Эарендил - сын Туора и отец Элроса (Первого Короля
Нуменора) и Элронда, а их мать - Элвинг, дочь Диора, сына Берена и Лутиэнь:
таким образом, проблема Полуэльфом объединяется в одной линии. Смысл
в том, что Полуэльфы имеют возможность (неотвратимого) выбора - который
можно откладывать, но не вечно - судьбы какого из родов разделить. Элрос
выбрал быть Королем, "долговечным", но смертным, потому все
его потомки смертны и принадлежат к особо благородному народу с увядающим
долголетием; Арагорн был одним из них (его жизнь, однако, была дольше
жизни его современников и превосходила ее вдвое, хоть и не втрое, как
изначально было у Нуменорийцев). Элронд выбрал остаться с Эльфами. Его
сыновьям - хоть в их жилах текло больше эльфийской крови, так как их
матерью была Келебриан, дочь Галадриэли - опять надлежало сделать выбор.
Арвен - не "перевоплощение" Лутиэни (с точки зрения моего
мифа это невозможно, потому что Лутиэнь умерла как смертная и покинула
мир времени), а ее потомок, очень похожий на нее взглядами, характером
и судьбой. Когда она выходит замуж за Арагорна (их любовная история,
рассказаная в другом месте - здесь не центральная; на нее лишь даны
эпизодические ссылки), то "делает выбор Лутиэни", и потому
горе ее расставания с Элрондом особенно горько. Элронд уходит За Море.
О судьбе его сыновей, Элладана и Элрохира, не рассказывается: они отложили
свой выбор на время.
[Отрывок из письма # 181 Майклу Страйту, январь-февраль
1956 г. (наброски)]
Конечно (этот факт - внешний по отношению к моей истории), Эльфы и
Люди - просто различные аспекты Человеческого и отражают проблему Смерти,
как она видится личности ограниченной, но добровольной и отдающей себе
отчет. В этом мифологическом мире Эльфы и Люди родственны в своих воплощенных
формах, но в отношении их "духов" к миру времени представляют
различные "эксперименты", в каждом из которых есть своя присущая
ему тенденция - и слабость. Эльфы представляют - так, как это было -
художественные, эстетические и чисто научные аспекты Селовеческой природы,
но на более высоком уровне, чем у реальных Людей. То есть: они преданно
любят физический мир и желают наблюдать и понимать его для себя - как
другое (а именно, реальность, происхлдящую от Бога в той же степени,
что и они сами), а не как материал для использования или основу власти.
У них также есть выдающийся "вторисно-творческий", или художественный,
дар. Они потому "бессмертны". Не "вечны", но будут
жить в сотворе нном мире, покуда длится его история. "Убитые"
болезнью или разрушением их воплощенной формы, они не уходят от времени,
а остаются в мире - развоплощенные или же рожденные вновь. По мере того,
как идут века за веками, это становится тяжкой ношей, особенно в мире,
где существует злоба и разрушение (я опустил мифологическую форму, которую
в этом сюжете принимает Злоба или Падение Ангелов). Простые перемены
как таковые - не "злы": они представляют собой развертываание
истории, и избегать их - противостоять замыслу Бога. Но слабость Эльфов
- в их печали по прошлому, в том, что они потеряли волю к переменам:
как если бы человек, ненавидящий очень длинную все продолжающуюся книгу,
хотел остановиться на любимой главе. Потому они до некоторой степени
пали на коварство Саурона: они возжелали некоторой "власти"
над другими как они есть (что совершенно отлично от искусства), чтьобы
сделать действенной их собственную волю к сохранению: предотвратить
перемены и сохранять все вокруг свежим и прекрасным. "Три Кольца"
были "чисты", потому что их предназначение было в ограниченном
смысле добрым; в него входило исцеление нанесенного злобой вреда наравне
с простым предотвращением перемен; кроме того, эльфы не желали подчинить
себе волю других и завладеть миром ради собственного удовольствия. Но
с падением "Власти" все их слабые усилия сохранить прошлое
рассыпались в пыль. В Средиземье для них не осталось ничего, кроме усталости.
Потому Элронд и Галадриэль ушли. Гэндалф - особый случай. Он не был
ни создателем, ни перврначальным владельцем Кольца, но оно было отдано
ему Кирданом в помощь при выполнении его задачи. Гэндалф, окончив свои
труды и выполнив данное ему поручение, вернулся домой, в землю Валаров.
Уход за Море - не Смерть. Вся эта "мифология" - эльфоцентрична.
В соответствии с ней настоящий Земной Рай, дом и царство Валаров, существовал
вначале как физическая часть земли.
Ни в мифологии этой, ни в истории нет "воплощения" Творца.
Гэндалф был "сотворен", хотя, возможно, он - дух, существовавший
прежде в физическом мире. Как "маг" он был послан Валарами,
или Правителями, помочь разумным существам Средиземья противостоять
власти Саурона - власти, слишком великой для них самих. Но, поскольку
с точки зрения этого сказания и мифологии Власть - когда она завладевает
или пытается завладеть волей и мыслями других (кроме как с их согласия)
- есть зло, эти "маги" были воплощены в жизненные формы Средиземья
и страдали потому и телом, и разумом. И потому они были подвержены опасности
воплощенных - возможности "падения", греха, если вам угодно.
В основном это проявлялось в них как нетерпение, ведущее к желанию управлять
другими ради достижения собственных благих целей, а в конце концов -
неизбежно к желанию осуществлять собственную волю любыми средствами.
Саруман поддался этому искушению. Гэндалф не поддался. Но с падением
Сарумана "добро" было должно прилагать куда большие усилия,
проявлять куда большую самоотверженность. Так Гэндалф встретил и перенес
смерть; и он вернулся назад (или, по его словам был послан) с большею
силой. И хотя кому-то эта история может напомнить Евангелие, на самом
деле она не имеет с ним ничего общего. Воплощение Бога бесконечно величественнее
всего, что я осмелюсь написать. Здесь я сосредочился на Смерти как на
части физической и духовной природы Человека и на Надежде без гарантий.
Вот почему повесть об Арагорне и Арвен кажется мне наиолее важным из
приложений; это - неотъемлимая часть истории, хоть она и не могла быть
помещена в главное повествование без разрушения его структуры; я планировал
сделать его "хоббитоцентричным", т.е. (первоначально) рассмотреть
облагораживание простоты.
[Ни один из набросков, из которых собран этот текст,
не был завершен.]
[Отрывки из письма # 131 Милтону Уолдмену, написанного,
предположительно, в конце 1951 г.]
Следующий цикл имеет дело со Второй Эпохой. На Земле это - темная эпоха,
и мало ее истории рассказано (и должно быть рассказано). В великих битвах
против Первого Врага земля была разбита и разрушена; Запад Средиземья
опустел. Мы узнаем, что Эльфам-Изгнанникам было если не приказано, то
настойчиво рекомендовано вернуться на Запад и жить там в мире. Они должны
были жить постоянно не снова в Валиноре, но на Одиноком Острове Эрессэа
вблизи Благословенного Царства. Люди Трех Родов бывли награждены за
доблесть и преданность союзу: им было позволено жить "западнее
всех смертных", в "Атлантиде" - великом острове Нуменоре.
Эти божества, конечно же, не могли лишить Нуменорийцев смертности -
рока, или дара Божьего - но они даровали им великое долголетие. Они
отплыли из Средиземья, покинув его, и основали свое королевство вблизи
Эрессэа (но не Валинора).
[...]
Нуменорийцы могли видеть самою восточную "бессмертную" землю,
Эрессэа; как единственные люди, говорившие по-эльфийски (они выучили
этот язык в дни их Союза) они постоянной общались со своими древними
друзьями и союзниками - в благости ли Эрессэа или в королевстве Гилгалада
на берегах Средиземья. Потому обликом и даже образом мыслей они мало
отличались от Эльфов - но оставались при этом смертными, хотя и были
награждены втрое большей (или даже более) продолжителностью жизни. Награда
эта - причина их падения - или способ искушения. Их долгая жизнь способствовала
достижениям в искусстве и в мудрости, но порождала собственническое
отношение к ним; пробуждалась жажда большего времени для обладания.
Частично предвидя это, божества с самого начала наложили на Нуменорийцев
Запрет: им было запрещено плыть в Эрессэа и вообще на запад. Во всех
остальных направлениях они были вольны плыть, куда захотят. Они не должны
были вступит на "бессмертные" земли и быть там очарованы "бессмертием"
(внутри мира), что было бы против их закона - особого рока, или дара
Илуватара (Бога), и чего их природа, на само-то деле, не могла вынести.
Было три стадии их отпадения от благости. Сначала покорность, свободное
и добровольное послушание, хотя и без понимания. Затем долгое время
они подчинялись против воли, ропща все более и более открыто. И, наконец,
они восстали; началась вражда между восставшими и людьми Короля с одной
стороны и преследуемым ничтожным меньшинством Верных - с другой.
[...]
Наконец [...] Тар-Калион чувствует старость и приближение смерти [...]
и, построив величайшую из всех армад, он отплывает на Запад, нарушив
Запрет и намереваясь силой вырвать у божеств "вечную жизнь на кругах
мира". Столкнувшись с этим восстанием ужасного безрассудства и
богохульства и также с реальной опасностью (управляемые Сауроном Нуменорийцы
могли преаратить в руины сам Валинор) Валары сложили данную им власть
и воззвали к Богу и получили власть и позволение действовать согласно
обстоятельствам; старый мир был разбит и изменен. В море разверзлась
бездна, и в ней сгинул Тар-Калион с армадой. Сам Нуменор, бывший на
краю бездны, опрокинулся и исчез в пучине во всем своем великолепии.
После этого на земле уже не было зримого божественного или бессмертного
жилища. Валинор (Рай) и даже Эрессэа были удалены, оставшись только
в памяти. Люди, если хотят, могут теперь плыть на Запад; они не приближаются
к Валинору, Благословенному Царству, нео возвращаются с востока: ибо
мир стал круглым и конечным, а круг - безысходным, и выйти из него можно
лишь смертью. Только "бессмертные" эльфы могут все еще, если
пожелают, устав от круга мира, взойти на корабль и найти "прямой
путь", вернуться на древний, или Истинный, Запад и жить там в мире.