Энциклопедия
Геральдика
::
Дополнительная информация |
Некоторые другие факты из истории
геральдики вы можете почерпнуть на др. сайте портала
Хроники Арды, а именно: Гербы
и Геральдика.
|
Система опознавательных знаков; впоследствии наука
о составлении и описании гербов.
Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь
опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно
являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря
среди прочих членов средневекового общества. Считается,
что обычай использования гербов возник в XII в., когда
появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо,
а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско
в единую стальную массу. Все это способствовало развитию
«опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная
потребность в разработанном гербе возникла у участников
крестовых походов, в которых могли принимать участие
рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то
систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные,
например, на щите – распознавать рыцарей.
Герб Артура. Поздняя французская
версия
Гербом называли (и называют в теоретической геральдике
сегодня) особые фигуры или символические изображения,
созданные на основании известных, точно определенных
правил и служащие постоянными отличительными знаками
отдельного лица, рода, сообщества или организации, а
также города, области или целого государства.
Известны случаи использования отдельных символов и
знаковых изображений прославленными воинами античности
и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной
принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый
герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака,
поскольку стал наследственным и приобрел юридическую
значимость (при использовании герба в печатях). Конец
XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа,
одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики.
Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень
узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый
язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV
вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи,
говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно,
что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на
все стороны быта Средневековья.
|
|
|
Герб Бедивера |
Герб Балина |
Герб Герейнта |
Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки,
красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых
походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной
роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot,
или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с
узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов,
соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали
такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров,
причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330
– 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли
костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма
соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому.
Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми
потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист
и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем,
кто носил их в XIV в.
Геральдика, или блазон (как ее называли во времена
написания рыцарских романов), появилась в виде специального
знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший
примерно в то же время широкое распространение обычай
турниров и связанные с ним церемонии также способствовали
выработке терминологии геральдики и даже так называемого
геральдического языка. Правилами этого языка поначалу
владели очень немногие, к тому же с увеличением числа
личных гербов эти правила становились очень путанными.
Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их
бесконечными сочетаниями, различными делениями герба
и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика
настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры,
что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить
себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических
эмблем.
|
|
|
Герб Гавейна: ранний |
Герб Гавена, по роману
"Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь" |
Герб Герейнта: поздний |
«Исторический» Артур, официальную биографию которого
приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в
Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало.
Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано
у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской
империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу
крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают
и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя
у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь
здесь может идти о путанице, возникшей при переводе
на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо»
и «щит».
С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют
три короны, которые должны, очевидно, обозначать его
превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением
убеждения, что эти три короны означают три королевства
(Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон
в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все
королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу.
Поле герба Артура обычно красного цвета в английских
источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии
с голубым полем французского королевского герба).
|
|
|
Герб Ланселота |
Герб Персиваля |
Герб Галахэда |
Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов
рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно,
что различные авторы расходятся относительно гербовых
эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся
относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими
бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти
гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.
Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам
рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько
геральдических терминов.
Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные
знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб
вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как
поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика
различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую
украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и
на герб, где стали обозначать соответствующие цвета.
В приведенных ниже названиях первым стоит французский
термин, поскольку английская геральдика опиралась на
французскую, как это произошло несколько столетий спустя
с геральдикой русской.
Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали
обозначать желтый цвет).
Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали
обозначать белый цвет).
Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это
слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь
идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на
гербы наносились именно посредством эмали. Старинная
геральдика признавала следующие эмали:
Gules (geules) – красная, или червень.
Azur – синяя, или лазурь.
Vert (sinople) – зелень.
Sable – чернь.
В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько
составных, наиболее распространенные из которых – пурпур
(pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый
(tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись
также и так называемые естественные цвета. Делалось
это в том случае, когда по особому указанию в гербе
следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу,
быка), известное растение или часть человеческого тела
– цветом, какой им свойствен в действительности: бурого,
рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние
века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали
к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической
тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени,
собаки и быки; львов изображали золотыми или красными,
части человеческого тела – красными или серебряными.
|
|
|
Герб Мордреда: ранний |
Герб Тристана |
Герб Мордред: поздний |
Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень
гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола»
(«Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes
de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания
175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал
как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля
Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались
подробные указания по устроению турниров «согласно правилам,
установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля
Артура и его рыцарей Круглого Стола».
Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно
связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб
Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле,
или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном
поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот
обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота
и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам.
Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема
которых прямо указывала на имя владельца; при названии
гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца
герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы,
подобные упомянутым выше. К гласным относится, например,
и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени
героя: зелень, золотой лев.
|
|
Герб Гарета: ранний |
Герб Гарета: поздний |
Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы
могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который
первоначально блазонировался как Серебреная глава в
черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе
короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово
«chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая
собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось
в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо
Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых
случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся
совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура
Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором
продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.
Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько
различных традиций, главные его герои, в различных романах,
обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами.
Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской
традиции щит Гавейна – правый передний угол червень
в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн
получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который
пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот
герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом
поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь
оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой
орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может,
наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр
Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом
поле. В Средние века такой символ именовали Печатью
Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится,
что данный герб – исключительно личный, получен за особые
заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV
в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало
значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства
вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны»
традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым
гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в
которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный
герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно,
отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет
с собой щит с личным гербом, «щит мира».
|
|
Герб Кая: ранний |
Герб Кая: поздний |
Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из
них (в особенности это касалось крестовых походов),
рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно
это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные
в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы
должны были указывать на то, что рыцари странствуют
и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада,
совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест
в белом поле служил первоначально опознавательным знаком
всех крестоносцев, участников первого крестового похода,
начатого в 1096 г.
Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся
в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом,
то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем
или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на
турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным.
Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят
упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы
остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает
с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад»
или нежелание путешествовать со своим, всем известным
щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например,
сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые
отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах
перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь
чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего
названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего
с белым (пустым) щитом.
Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными
и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть
до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы
«Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.
Анна Комаринец.
Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола
/А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст",
2001 - данная статья стр. 115-118
Над созданием гербов радотал Paul
(по вышеупомянутой энциклопедии),
отредактировала Narwen (с использованием графики WHP
- Heraldry Gallery) |