Статьи
Друиды: Жрецы и маги кельтов
[вы можете
обсудить
данную статью на форуме]
Кто из нас не слышал о кельтах, заселивших
большую часть современной Западной Европы? Исторические
памятники, археологические раскопки, увлекательные саги,
монолиты предоставляют, казалось бы, исчерпывающие сведения
об этих племенах. И, тем не менее, предания о друидах,
кельтских жрецах, и их религии, представляют для нас
еще не раскрытую тайну.
Согласно нордической традиции, магические способности
и знания друиды обрели на далеких северных островах,
где первоначально проживали кельты, и которые они покинули,
очевидно, из-за того, что не могли справиться с наступавшим
морем. Эти мифологические острова соединяются с потусторонним
миром, в котором обитают боги. Границей же этого мира
является остров Туле, служивший примордиальным (первоначальным)
духовным центром человечества, функцию которого затем
выполняла Атлантида. Первым друидом был бог Дагда -
«добрый бог» или «наибожественный», владелец знаменитого
котла, в котором никогда не кончалась еда. Многие исследователи
выводят этимологию слова «друид» из греческого drui
- «дуб» (священного дерева кельтских жрецов), хотя более
правильно ассоциировать этимологию друидов с индийскими
дервишами - мудрецами и хранителями древних знаний.
Друиды и друидессы составляли особое
сословие священников в кельтском обществе и обладали
всеми правами духовной власти. Они руководили различного
рода ритуалами, были судьями (филидами), прорицателями,
целителями, советниками короля и учителями молодежи.
Взаимоотношение друидов с сословиями воинов регулировалось
гейсами - сложным комплексом пожизненных запретов, имевших
силу законов. Гейсы помогали сохранить сложившуюся иерархию
и во взаимоотношениях с королем. В королевстве уладов
(второй цикл ирландских легенд), например, все вопросы
государственной важности сначала адресовались друиду
и только потом королю. Кроме того, жрецы зачастую влияли
на выбор нового правителя и имели на него впоследствии
огромное воздействие. Друиды были освобождены от воинской
службы, но их присутствие в битвах считалось обязательным:
священники, традиционно одетые в белые одежды, поддерживали
дух войска и использовали магию против врагов.
Друиды, будучи самыми образованными
людьми своего времени, обучали и воспитывали молодое
поколение аристократов. Это была прекрасная и целостная
система подготовки будущих королей. Жрецы обладали глубокими
знаниями по астрономии и астрологии, познаниями природы
и человеческой жизни. Они были сведущими даже в философии.
Молодые люди узнавали от друидов о своих обязанностях,
главная из которых заключалась в том, чтобы стать смелыми
воинами и не страшиться смерти.
Вообще отношение к смерти у кельтов,
очевидно, благодаря друидам, было особенное. Жрецы исповедовали
бессмертие души и метемпсихоз - идею реинкарнации. Идея
о бессмертии души оказывала положительное влияние на
кельтов, и многие исследователи считают даже, что психологический
кризис греческой культуры напрямую связан с пессимистичной
и мрачной картиной загробного мира. Кельты же не страшились
смерти, будучи уверенными, что и после нее их ждет спокойная
и веселая жизнь. Известны случаи, когда возвращение
долгов откладывалось до встречи в потустороннем мире.
Это не похоже на валгаллу германцев, это продолжение
земной жизни, только в улучшенном ее варианте. Но, если
бессмертие гарантировалось всем жителям, то метемпсихоз
был уделом немногих.
Способность к реинкарнации является
качеством бога или героя, приближенного к ним. Изначально,
все боги - друиды, а все друиды - в чем-то боги. Тем
не менее, в сагах описываются случаи, когда особо выдающиеся
личности переживали метемпсихоз, чтобы вновь совершить
благородные деяния. Так, например, вся раса Партолона
- первая из пяти рас, заселивших Ирландию, погибла от
болезни, за исключением единственного человека Туана,
«сына Сдарна, сына Сера, сына брата отца Партолона».
Туан жил триста лет в облике человека, триста лет в
облике дикого быка в пустынях, двести лет в облике дикого
козла, триста лет в облике птицы, сотню лет в облике
лосося. Один рыбак поймал его в свою сеть, отнес королеве
- жене Муиредаха Муиндерга. Она съела рыбу и зачала
Туана. Он возродился в облике Финтана Финеолаха, который
поведал знания и историю, рассказал о завоеваниях Ирландии
и обо всех произошедших за это время событиях. Как тут
не вспомнить сказку про Ивана Быковича, могучего воина,
сына коровы, которая, вслед за королевой и кухаркой
съела пойманную в сети рыбу?!
Особенностью обучения друидов было
то, что они не пользовались письменностью, а заставляли
своих учеников заучивать уроки наизусть, чтобы тренировать
их память. Исследователи приходят к выводу, что, возможно,
по мнению друидов, подобная передача знаний не делала
их статичными и остановленными в одной непреходящей
фазе. Любая запись фиксирует и как бы замораживает человеческую
мысль, в то время как каждое поколение заново переосмысливает
полученные сведения и вносит свежую струю в историческое
наследство. Друиды вообще ничего не записывали, кроме
ряда заклинаний и проклятий - того, что должно было
действовать в течение длительного времени.
Впрочем, есть еще одно объяснение этому
факту. Дело в том, что вся жизнь кельтских жрецов носила
скрытый характер. Уроки проходили вдали от людей, в
пещерах и лесах, где друид был единственным толкователям
знания, которое доверял по секрету наиболее достойному
ученику. Та же часть учения друидов, которая соприкасалась
с религиозной доктриной, была доступна только неофитам
своего рода друидического «ордена», и известна в меньшей
степени. Даже Цезарь, проживший в Галлии 8 лет, не смог
получить от своего друга, кельтского друида Дивитиака,
те сведения, которые прояснили бы тайны друидического
культа. Да и все древние путешественники, непосредственно
сталкивавшиеся с друидами, имеют весьма туманные представления
о пантеоне их богов. Недаром символом жреческого сословия
был вепрь. Это животное всегда считалось «одиноким»,
что роднит его с традиционной удаленностью друидов от
внешнего мира. Вепрь выступает и в образе друида, созданного
преданиями. Самым знаменитым из них является Мерлин
- друид и вепрь Бросселиандского леса, воспитатель,
друг и мудрый советчик короля Артура.
Сама магия друидов была связана с сакральными
силами природы: наиболее могущественные жрецы могли
управлять природными стихиями, превращаться в животных
и растения, ограждать себя непроходимыми чащами, ходить,
не оставляя следов. Впрочем, легенда всегда тесно переплетается
с реальностью.
Друиды действительно проводили большую
часть жизни в лесу. Там они обучались и давали уроки,
там находились их алтари - «омфалы» или «неметоны»,
где друиды совершали богослужение и приносили жертвы
богам (иногда человеческие). В каждом регионе были свои
священные растения, имевшие сакральное значение. Это
были дуб, рябина, орешник, и, конечно же, омела, сорезать
которую полагалось золотым серпом. Жрецы использовали
растения и для медицинских целей. По преданию, усталые
и израненные воины опускались в освященные друидами
пруды и озера, специально наполненные целебными травами,
после чего войско снова могло идти в бой. Для возвращения
силы годилось и молоко, обладавшее магическими свойствами.
Обладали друиды и черной магией - любой
король больше всего на свете боялся возможного проклятия,
которое мог наложить на него жрец. Подобное проклятие
грозило человеку страшными болезнями и уродствами. Очень
часто проклятие фиксировалось при помощи специальной
огамической письменности, использовавшейся древними
ирландцами. Эта письменность, сохранившаяся на камнях
или деревянных палочках, представляла собой насечки
или горизонтальные и косые линии. Чаще всего резчиками
были друиды (реже воины), которые использовали ее для
своих магический операций. Изобретение огамы приписывается
владыке магии Огмию, а записанное таким образом проклятие
имело колоссальную силу. Право на это жрец получал только
в том случае, если правитель был несправедлив и жесток,
что влияло на плодородие земли и достаток народа.
Очевидно, впрочем, что магия друидов
придавала огромное значение числам. Знаменитая «триада
друидов» определила тройственный взгляд кельтов на устройство
мира, состоящего их трех сфер: Неба, Земли и Преисподней,
соединенных между собой центральной осью, символом которой
было копье. А в эпической традиции это число имеет куда
более значимый подтекст: ирландская легенда любит изображать
того же самого бога или индивидуума в трех лицах. Также
для кельтов было важно понятие центра мира - «пупа земли».
Друидические алтари и священные рощи являли собой культурные
центры каждой земли, а знаменитый кельтский крест, помещенный
в круге, означает, помимо четырех реально существующих
провинций Ирландии (Коннахт на Западе, Ульстер на севере,
Лейнстер на востоке и Мунстер на юге), священный центр
каждой из них.
С приходом христианства друиды постепенно
исчезли, очевидно, навсегда удалившись в свои сокровенные
рощи. Они больше не имели влияния на королей, у них
практически не осталось учеников. Учение друидов, которое
существовало только в устной традиции, стало забываться
людьми. Впрочем, христианство сыграло и положительную
роль: впервые были записаны истории, передаваемы придворными
поэтами из уст в уста, что, в частности, составило цикл
ирландских саг.
Несмотря на новую религию, страны,
бывшие костяком культуры кельтов, сохранили свою древнюю
традицию, обогатив ею мировую литературу и историю.
Но самое сокровенное знание о нашем мире друиды навсегда
унесли с собой.
Ольга Лосева
Ролемансер
|