Статьи
Экскалибур // Excalibur
[вы можете
обсудить
данную статью на форуме]
Жанр: Исторический
Режиссер: Джон Бурман/John Boorman
В ролях:
Король Артур - Найджел Терри/Nigel Terry
Моргана - Хэлен Миррен/Helen Mirren
Ланцелот - Николас Клэй/Nicholas Clay
Гиневра - Чери Луньи/Cherie Lunghi
Персеваль - Пол Джоффри/Paul Geoffrey
Мерлин - Николь Уильямсон/Nicol Williamson
Мордред - Роберт Аддье/Robert Addie
Утер Пендрагон- Габриэль Бирн/Gabriel Byrne
Уриенс - Кит Бакли/Keith Buckley
Игрэйн - Катрин Бурман/Katrine Boorman
Гавейн - Лайам Нисон/Liam Neeson
Компании: ??? (США)
Год: 1981 год
Продолжительность: 140 мин |
"...Ибо проклятие человека в
том, что он забывает..."
"Король без меча... Страна без короля!"
Экранизировать литературное произведение
- дело неблагодарное. Экранизировать классику - вдвойне.
Попытки экранизаций чаще всего приводят к оглушительному
провалу - авторы отрекаются от экранизаций, снимая свои
имена с титров фильма, критики неистовствуют, зрители
разочарованно вздыхают. Даже когда автор участвует в
написании сценария - это не всегда является залогом
успеха. Классические произведения тем более сложны,
что нуждаются в адаптации. Сюжет подобных творений слишком
далек от современного зрителя, что мешает ему воспринять
произведение на должном уровне. Впрочем, оставив общее,
перейдем к частностям.
Я полагаю, все слышали о Короле Артуре.
Рыцарях Круглого Стола. Мече в камне. Но очень сомневаюсь,
что многие хотя бы частично знакомы с куртуазной средневековой
литературой, более того, мало, кто знает, что артуровский
цикл является признанным шедевром литературы и ОЧЕНЬ
далек от того образа "детской сказки", что
был усердно взращен для современного поколения. Виноваты
в этом ложном мнении бесчисленные спекуляции на тему.
"Меч в камне", "В поисках Камелота",
"Мерлин", "Янки при дворе короля Артура"
(раскланяемся перед Марком Твеном), "Артур",
"Первый рыцарь" - это лишь небольшой перечень
фильмов, так или иначе связанных с артуровскими легендами.
Что связывает эти фильмы? Детство. Абсолютное отречение
от поиска смысла в легенде, чистое использование антуража
и образов. Да, это адаптация легенды, но для детей.
Кто после просмотра "Меча в камне" ринется
в библиотеку, искать Томаса Мэлори и его "Смерть
Артура" ( Le Morte d'Arthur)? Никто.
Популяризация классических произведений вошла в моду
и наряду с благородной идеей "просвещение - в массы",
несет с собой и совершенно жуткую формулу искажения
первоисточника. Так случилось, например, с "Беовульфом".
Я не видел более ужасной спекуляции на образах классического
произведения. Это просто ужасно. И что самое кошмарное
- дети ведь действительно будут считать, что сюжет саги
сводится к банальным сражениям Беовульфа и Гренделя,
а визуально будут ассоциировать Беовульфа с Кристофером
Ламбертом, а Гренделя - с чудищем а-ля Хищник. Точно
также дети, посмотревшие "Меч в камне" будут
ассоциировать Артура с неуклюжим ребенком, а Мерлина
- с рассеянным растяпой-волшебником. Поймите меня правильно
- все адаптации, особенно сделанные специально для детей,
имеют право на жизнь, более того, они весьма колоритны.
Но от первоисточника в них остаются лишь герои и антураж.
И это печально.
Единственным исключением является "Экскалибур"
Джона Бурмана. Это, пожалуй, единственный фильм, который
не спекулирует на образах, а лишь использует их, в попытке
адаптировать легенды об Артуре для современного зрителя
именно с целью просвещения. Я имел счастье в свое время
увлекаться средневековьем в целом и куртуазной литературой
в частности. Прочитал "Смерть Артура". Произведение
очень сложное для восприятия современным человеком,
ибо написано ОЧЕНЬ давно и имеет дело с понятиями, которые
с течением времени чертовски видоизменились. Адаптировать
такое произведение для экранизации - практически невозможная
задача. Однако Бурману и Роспо Палленбергу это удалось.
Фильм повествует о всей жизни Артура - начиная с эпизодов,
приведших к его рождению и заканчивая его смертью. Весь
фильм связывает один легендарный предмет - меч. Экскалибур,
меч власти, знаменитый меч в камне. Он является основным
и наиболее значимым символом картины, связующим эпизоды.
Думаю не стоит пересказывать сюжет, ибо он полностью
основан на классическом произведении Мэлори, стоит сказать
лишь несколько слов о создателях.
Бурман считается непростым режиссером, некоторые его
фильмы порой бывают сложны для восприятия. Почему-то
мне постоянно хочется сравнить его с Гринуэем, наверное
это потому что оба они - очень талантливые художники.
Но если у Гринуэя порой бывает "перебор",
у Бурмана я подобных "переборов" не замечал.
Я бы занялся сравнительным анализом "Книг Просперо"
и "Экскалибура" (благо оба - экранизации),
но недосуг. Используя четкие образы, Бурман ведет повествование
спокойно и размерено, снимая одну красивую сцену за
другой, щедро одаривая зрителя аллегориями, которые
пересекаются с красивым символизмом. Некоторые сцены
пропитаны такой метафизикой, что волосы дыбом встают:
лишь один символ дракона в этом фильме доведен до абсолюта,
не говоря о возведении до абсолюта таких понятий как
честь, достоинство и долг. Не буду кричать о гениальности
и таланте, но Бурману удалось совершить практически
невозможное - провести мост между веками, донести до
современного зрителя то, что ему (зрителю) абсолютно
чуждо. Ведь времена рыцарей канули в Лету, куртуазность
забыта, а такие понятия как честь, благородство и доблесть
потеряли свои очертания в калейдоскопе времен. К сожалению,
очень многие все же отнесли фильм к "детским",
вероятно решив, что сказка не может нести в себе серьезной
смысловой нагрузки. Что до меня, я считаю этот фильм
одним из самых "взрослых", что я смотрел.
Стоит также отметить, что каждая сцена исполнена с
завидной искренностью, актеры играют прямолинейно, с
простейшей мимикой, подкупающе наивно, словно главные
роли исполняют новички. Эта игра поражает, заставляя
верить в простоту персонажей. Всех, кроме Мерлина. О,
Николь Уильямсон бесподобен. Во всем фильме только его
герой не так открыт и наивен. Его умная, изощренная
игра настолько контрастирует с простой игрой остальных
актеров, что речь идти тут может только о режиссерском
стремлении показать Мерлина тем, кем он был - не-человеком,
существом высшего порядка, мудрецом и чародеем, который
создавал свою последнюю легенду перед уходом из этого
мира. Мерлин у Бурмана - творец, искусный интриган,
который использует свою силу, чтобы создать величайшее
королевство на Земле. Образ, созданный Уильямсоном оказался
настолько ярким, что имя Мерлин ассоциируется у меня
теперь только с ним. Бесподобная игра, смешение комизма
и высшей мудрости. Кстати, во второстепенных ролях были
замечены Габриэль Бирн, Патрик Стюарт и Лайам Нисон.
Особо стоит отметить музыку. Самое сильное впечатление
производит чертовски уместное использование произведения
Орфа - "Бурано" в ключевых сценах. Мастерски
показанное возрождение королевства под эту музыку -
незабываемой зрелище.
Этот фильм - единственное на сегодняшний день стоящее
произведение киноискусства, которое в полной мере отображает
смысл и дух куртуазной литературы. Это настоящий гимн
человеческому духу. И гимн тем самым понятиям, о которых
мы, увы, забыли - долг, доблесть и честь. Рекомендую
к просмотру всем, потому что этот фильм - классика.
И по содержанию и по форме.
Роман Папсуев aka Amok (www)
|