Но зачем же стулья ломать?
Как ни странно, судьба Александра Македонского экранизировалась
до сей поры всего три раза – один раз в начале ХХ века появился
немой фильм, потом спохватились греки, сняв невнятную пафосную
ленту, а в 1956 году Роберт Россен поставил гламурнейшую драму
"Александр Великий" /Alexander the Great/ (1956) с
Ричардом Бертоном в роли Александра и красавицей Даниэль Дарье
в роли Олимпии, матери Александра. Большую часть времени внушительно-обаятельный
Бертон восседал на троне, произнося правильные речи о доблестях,
о подвигах, о славе. Хотя, наверное, если бы Александр все время
сидел дома, не завоевал бы он полмира, не омыли бы его солдаты
свои сапоги в Индийском океане.
В новом фильме дважды оскароносного Оливера Стоуна Александр
(Колин Фаррелл) все больше в пути да в боях. Говорит он, правда,
тоже довольно много и по-голливудски гладко (что вы хотите,
самим Аристотелем ученый был), велеречиво любуется закатами,
восходами, но все больше беседует с матерью Олимпией (Анджелина
Джоли, в народе больше известная как Лара Крофт, расхитительница
гробниц) и другом жизни красавчиком Гефестионом (Джаред Лето).
Кстати, Джаред Лето появился в последний момент, а поначалу
на эту роль был утвержден Брэд Питт. Но питтова жена Дженнифер
Энистон поставила вопрос ребром: или этот твой гомосексуалист
Гефестион, или я. Вот так, оказывается, порой решаются судьбы
искусства. А мамаша Олимпия – первостатейная стерва, что видно
из ее прищуренно-стервозного взгляда, вечного удава на обнаженном
плече и слишком пристальной любви к сыну Александру. В общем,
Эдип со своими комплексами тут потоптался, да еще как – собственно,
Александр и завоевал-то весь мир из ненависти-любви к матушке.
Так в фильме получается.
Но не эдипов комплекс крашеного ирландца Фаррелла (почему
только надо было его красить так, чтобы корни волос оставались
темными – загадка), а близкое общение с Гефестионом вызвало
столь бурную отрицательную реакцию современных греческих адвокатов,
обвинивших режиссера в нарушении исторической правды. Мол, не
был никогда Александр Македонский гомосексуалистом. В определенном
смысле, конечно, не был, тогда в языческой Македонии и слова-то
такого не знали – просто делились сексуальным опытом с тем,
кто оказывался рядом в постели. Женщина – хорошо, мужчина –
ничуть не хуже. Ну не были в те приснопамятные времена и в тех
краях отработаны ни нравы, ни термины, их описывающие. Тем более
что надо отдать должное Стоуну – гомосексуальная тема здесь
проходит достаточно деликатно, без обнаженных прелестей и прочего
сопутствующего, а Александр с Гефестионом то и дело клянутся
в вечной дружбе, сопровождая клятвы страстными, но целомудренными
объятиями. Хоть завалящего мужского поцелуйчика взасос – и того
нет. К тому же свои мужские функции в фильме Александр выполняет
исправно – и официальная жена имеется, и некоторое количество
неофициальных. Так что адвокаты, взявшиеся обвинять Стоуна в
исторической нечистоплотности, погорячились. Думается, Александр
Македонский вообще в защите не нуждается. С другой стороны,
Оливеру Стоуну и продюсерам недовольство греков только на руку.
Конечно, о такой рекламе, как недавно получил Мел Гибсон со
стороны иудаистов, трудно и мечтать, но обиженные эллинские
адвокаты – тоже неплохо.
Подвергать "Александра" критическому анализу – все
равно что всерьез обсуждать художественные особенности комиксов.
Радуется глаз – вот тебе и весь анализ. Художественная примитивность
одного из самых дорогих фильмов в истории мирового кино (бюджет
– около 170 млн. долл.) тем сильнее бросается в глаза, чем упрямее
пытается режиссер миновать ее с помощью различных приемчиков.
Например, во время знаменитого боя со слонами в Индии листья
деревьев окрашиваются в красный цвет, да так и стоят багряными
до конца боя, как наши подмосковные клены. Для тех, кто не догадался:
это должно символизировать кровь и смерть. Оригинально, правда?
Впрочем, Стоун, как режиссер искушенный и не чуждый политической
конъюнктуры (достаточно вспомнить его фильмы "Никсон"
/Nixon/ (1995), "Сальвадор" /Salvador/ (1986), "Команданте"
/Comandante/ (2003)), хорошо знает, что такие приемчики нынче
уже не в моде. Гораздо моднее политические аллюзии, этакие изящные
мостики в современность. В нынешней ситуации вполне актуально
звучат рассуждения Александра во время его похода на Персию.
Тамошний царь Дарий, оказывается, диктатор, и миссия Александра
– освободить персов от ненавистного диктатора. Ну да, именно
освободить, кто сказал "завоевать"? Да на Дария этого
достаточно раз взглянуть – сразу ясно, что персам такой не нужен.
Как Хусейн Ираку.
Вся история Александра рассказывается в фильме постфактум
устами лысого престарелого Птолемея (Энтони Хопкинс), на тот
момент уже правителя Египта. Энтони Хопкинс, безусловно, великий
актер, но на такой сумбур, что несет его герой, путая все и
вся во времени и пространстве, можно было подписаться только
ради больших денег.
"Александр Македонский великий полководец, но зачем же
стулья ломать?!", – восклицал гоголевский персонаж. В конце
концов, и стулья ломать можно, но тогда уж красиво, со вкусом
и вселенским треском, а не так, лениво, без намека на размах,
как делают это в "Александре": батальных сцен – всего
лишь две (это учитывая, что Александр, кроме войн, ничем не
занимался), любовные страсти сводятся к легкому необязательному
мордобитию в первую брачную ночь с пылкой женой-азиаткой Роксаной,
и все. Посмотрел – и забыл.
Может, и права была Дженнифер Энистон, когда за уши оттащила
мужа от этого фильма? Все-таки хорошему актеру место в хорошем
кино, а оперы, как говорится, пусть Шаляпин поет.
Екатерина Барабаш, взято с сайта "Независимой
газеты"