Афина. Функции ее культа, отображение ее образа
в древнегреческом искусстве
АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой
войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", размышление") - периода
оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической
мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось
мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным
продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она
- мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство
Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер,
так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на
себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от
Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит
его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи
Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл
на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом
вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или
реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии,
по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже
превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой
мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей
воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу.
Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила
свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании
её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского
периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз
олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида -
щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает
огромной магической силой, устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её
рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса.
Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась
Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной")
и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались
"деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период
героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами
и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов,
на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу
и покрывает ею свое тело во время сражения.
Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный
не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения
юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно
увидел её омовение.
Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями:
она покровительствует героям, защищает общественный порядок и
т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба
пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой.
В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное
событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница
греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал
и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса,
Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине
были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства,
учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла,
искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам,
вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из
кузни Гефеста.
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней
Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека
прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами,
облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне
встречи с супругом удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных
делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости
космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как
законодательница и покровительница афинской государственности
почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"),
Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").
Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной
Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия,
Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название
города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы
города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время
этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили
клятву гражданского служения богине.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам
Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия.
На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей
и напрвляющей силы разума, который упорядочивает космическую
и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках
греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфенос"
Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э., не
сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились
многочисленные статуэтки богини. Отдельные сцены мифов об Афине
нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная
группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины
из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном
за обладание землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные
рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном.
Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной
художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина
предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума
("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера, "Царство
Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада
и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над грехом"
А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,П.Веронезе
и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили
сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18 вв., в числе
которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минерва"
Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада
торжествующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры"
Л.Кальдарыи "Паллада" П.В.Гульельми.
К сожалению, источник утерян
|
© 2003-2006, chronarda.ru
При использовании материалов сайта необходима активная
ссылка на сайт Астерия |
|