Греческая Мифология
доклад
Сущность Греческой Мифологии становиться понятной
только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков,
воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в
мифе обобщавших всё многообразие чёловеческих отношений и природных
явлений. Греческую Мифологию стоит рассматривать не как привычную
и неподвижную картину, но в постоянно изменяющимся социальным
и историческом контексте античного мира. Образцы Аполлона, красивого
юноши с лирой, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности,
Афины Паллады – воительницы, относятся к определённому периоду
развития Греческой Мифологии.
Такими периодами являются: древний хтонический
или дофессалийский, доалимпийский, фессалийский, олимпийский,
классический или героический.
В героический период происходит централизация
мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп,
и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму.
По мере разложения общинно - родовой формации складываются уточнённые
формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшим наивная
миоралогия – своего рода единственная форма первобытного мышления
– гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный
характер, став одной из форм художественного выражения разного
рода религиозных, социально – политических, моральных и философских
идей рабовладельческой идеологии, превращается в философскую аллегорию,
широко используется в литературе и искусстве.
Мифографы – собиратели и излогатели мифов – появились в Греции
не позднее IV в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также
Геродор Гераклейский, Гераклит Понтийский и др. Доинисий Самойский
составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
При рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого
отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е.
Остатки прежних эпох), которые существуют с ферментами нового
возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады
в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшею
супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений
и канибализма предшествовавшие развитому патриорхату, примат мужского
индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества
– свидетельства патриарха.
Греческая Мифология в её развитом виде, классическом, представляет
собой мифологию героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая
Мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются
главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде всего гинетические
рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской богини.
Субстанциальные рудименты основаны на отжествление разного рода
предметов или существ : солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.
Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер
: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя.
Из иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему
виду определённого мифологического персонажа, к примеру совиные
глаза у Афины, коровьи у Геры.
Мифологическому образу сопутствуют функциональные рудименты
: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.
Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает
на будущие развитие мифа : к примеру у Гесиода эхидна – полузмея
– полурева, она прекрасна , но зловредна, ненавистна людям, Этот
матив отвержения эхидны, элемент в мифе объединяющий стремление
человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой
мифологии мифологические комплексы:
1. Комплекс – литерполяции. Например Аполлон, Артемида и Лето
первоначально были демонами совершенно разного происхождения,
никак между собой не связанные. Их объединение – Аполлон и Артемида
как дети Лето от Зевса.
2. Комплекс компиляций. К примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся
в результате объединения европейских и малоазиатских божеств.
Существует ещё и полярный комплекс. Например, самый «светлый»
бог Зевс вступает в брак с самой «тёмной» богиней Персефоной.
В Греческой Мифологии необходимо учитывать её географическое
положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелае
и Елене – относятся к Спарте.
Доолимпийский период
Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно
– нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется,
населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся
её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой,
всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое
она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью,
кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли
понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На
раннем этапе т. е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства,
сознание ограничено чувствительным восприятием – это есть фетиш,
а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как
средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь
предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой
наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось
от предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего
хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их
составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек
научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами
являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой
вещи – так совершился переход к анимизму.
Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как
о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека.
Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и
роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления,
которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни
в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры
и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально
та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его
законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем
(Сфинкс, кентавры, сирены).
Олимпийский период
В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного
с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются
с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека
задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон
убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище.
Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный
бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная
община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам
ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под
землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества,
оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери,
получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей
браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей
честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней
любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина
Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно
– конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя
всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство
и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в
мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается
природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными
для человека силами. Власть человека над природой значительно
возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу
для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы
оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной
молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится
за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как
атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли
Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном.
К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка
Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему
пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели
сирен и др.
Поздний героизм
Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование
раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой
мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе.
В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом
и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их
свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать
в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном
Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился
своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил
с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу
обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и
Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической
эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели
нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка
и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на
всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила
с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало
на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.
Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной
красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте
прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных
функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению
её в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских
муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый
источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного
воздействия а литературе и искусстве.
Литература:
1. Н. А. Кун «Легенды и Мифы Древней Греции»
2. Г. В. Штоль «Мифы классической древности»
3. «Мифы народов мира» энциклопедия гл. редактор С. А. Токарев.
К сожалению, источник утерян
|
© 2003-2006, chronarda.ru
При использовании материалов сайта необходима активная
ссылка на сайт Астерия |
|