Главная
Энциклопедия
По мотивам
Статьи
Библиотека
Галерея
Файлы
 

Эрот
Карта
О проекте
Ссылки
Обратная связь
 
Грааль
Проект Chronarda.ru
 
 

Арес - Марс

Семья

Арéс был сыном Зевса (олимпийские мифы) и Геры (Овидий говорит, что он родился из-за прикосновения Геры к какому-то цветку - более древние, хтонические мифы), братом Гебы, Илифии и Гефеста, хотя некоторые авторы пишут, что последнего Гера родила без вмешательства Зевса.

:: Подробнее: партеногенное рождение

Приведу миф о зачатии Марса (а не Ареса, Овидий все же римский поэт). Юнона была сильно оскорблена бесконечными изменами мужа и в отместку решила произвести на свет сына без участия мужа. После бесплодных поисков нужного зелья, Юнона остановилось у Флоры. Рассказав о задуманном, Юнона принялась плакать и причитать, и Флора задумалась: нужный цветок у нее был, но страх перед гневом Юпитера удерживал ее. Тем не менее, Юнона догадалась, что Флора может ей помочь и, поклявшись самой страшной клятвой, что не выдаст Флоры, упросила ее дать растение. Как только Юнона прикоснулась к цветку, внутри нее зашевелился плод. Счастливая, пошла она во Фракию и там произвела на свет Марса. Когда Марс стал взрослым, он повелел, чтобы Флора жила с ним в Великом Риме, основанным его сыном Ромулом.

Сестрой Ареса была Эрида, богиня распри, также Арес стал отцом сына Раздора. Энио, спутница Ареса в бою, приходилась ему либо дочерью, либо сестрой. Арес не был женат, но это не мешало ему навещать жену Гефеста прекрасную Афродиту. Очевидно, отцом ее детей Антерота (Страсть), Эрота (или Эроса), Деймоса (Страх) и Фобоса (Ужас), а также Гармонии был именно Арес.

Между прочим, Гефест, в конце концов, узнал о неверности жены, но не пожелал расставаться с нею.

:: Подробнее: Арес и Афродита

Зевс отдал Афродиту в жены хромому богу-кузнецу Гефесту, однако истинным отцом детей, которых она ему родила, был Арес, стройный, неистовый, вечно пьяный и драчливый бог войны. Гефест ничего не знал об измене до тех пор, пока влюбленные однажды не задержались в постели слишком долго во дворце Ареса во Фракии, и поднявшийся Гелиос, застав их за приятным занятием, не рассказал обо всем Гефесту.

Рассерженный Гефест, уединившись в своей кузнице, выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную бронзовую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка тонкой паутиной. Когда улыбающаяся Афродита вернулась из Фракии, объяснив мужу свою отлучку делами в Коринфе, тот сказал: "Извини, дорогая женушка, но я хочу немного отдохнуть на моем любимом острове Лемнос". Афродита не изъявила ни малейшего желания следовать за ним, и стоило только мужу скрыться из виду, как она послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Оба с радостью возлегли на ложе, а наутро обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. В сети и нашел их вернувшийся Гефест и решил показать всем богам, как его бесчестят. Он заявил, что не освободит жену до тех пор, пока ее приемный отец Зевс не вернет всех богатых свадебных даров, полученных им за Афродиту.

Боги бросились поглазеть на оконфузившуюся Афродиту, а богини из деликатности остались дома. "Сдается мне, — сказал Аполлон, легонько толкнув локтем Гермеса, — ты сам не прочь оказаться под такой сетью на месте Ареса".

Гермес с горячностью поклялся собственной головой, что, окажись сетей хоть втрое больше, и пусть все богини ругают его. Он не отказался бы от такого удовольствия. И оба бога громко рассмеялись. Однако Зевсу их беседа показалась столь отвратительной, что он отказался вернуть свадебные дары и вмешиваться в эту семейную ссору, заявив, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. Посейдон, который при виде обнаженного тела Афродиты тут же влюбился в нее, еле скрыл свою зависть к Аресу и притворился сочувствующим Гефесту. "Раз Зевс не желает тебе помочь, — заявил он, — я берусь устроить так, что за свое освобождение Арес вернет тебе стоимость твоих свадебных даров".

— Хорошо, — мрачно отозвался Гефест, — но если Арес обманет, тебе придется занять его место в сети.

— Рядом с Афродитой? — смеясь, спросил Аполлон.

— Не думаю, чтобы Арес обманет, - произнес Посейдон, пытаясь скрыть собственную заинтересованность, — но если все-таки такое случится, я готов сам заплатить нужную сумму и жениться на Афродите.

Так Арес получил свободу и вернулся во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре, где вернула себе девственность, искупавшись в море. (И1)

В Илиаде (V 889-898) сказано, что Зевс недолюбливал сына и с радостью запрятал бы его глубже всех детей Урана. Тем не менее, именно Гомер, но уже в Одиссее приписывает ему черты романтической влюбленности.

Атрибуты, эпитеты и функции

Арес - бог войны, и хотя вражда одного полиса (полис кратко можно охарактеризовать как город-государство) с другим для Древней Греции - обычное дело, эллины мало чтили этого бога. Казалось бы, раз Древняя Греция постоянно находилась в состоянии войны между двумя полисами, а то и между объединениями полисов, можно было бы создать благородное божество, следящее за столь привычным занятием. Но эллины презирали войну, и бог, в чьи обязанности входи война, презираем даже собственным отцом... С другой стороны эллины хорошо понимали, что же такое война, и очень четко описали ее характер в облике бога.

Аоес яростный боец, но плохой тактик, он воюет исключительно ради битвы. Нам он видится в большей степени варварским богом (слово "варвар" здесь употребляется не в том смысле, в котором понимали его сами эллины), с развитием культуры, науки и самого общества победа на войне уже мало зависит от ярости бойцов, а больше от дисциплины, оснащенности боевыми машинами и, конечно, таланта полководца. Арес, пьющий перед битвой кровь, уступает место справедливой и хладнокровной Афине.

В целом можно сказать, что Арес был малопочитаемым богом в Греции, зато Марс, с которым римляне отождествляли Ареса, после Юпитера был самым почитаемым богом в Риме.

:: Подробнее: имя

В археологических находках минойской культуры (таблички в Кносском дворце) имя бога упоминается как Арес, но, допустим, в Пилосе, городе микенской культуры, имя произносилось как Арей. Эниалий, греческий бог войны, <возможно>, является эпитетом Ареса (доказательства также найдены на Крите). В любом случае древнейшие мифы об Аресе свидетельствуют о его не греческом, фракийском происхождении.

Любимые животные: ястреб и пес

Эпитеты: Эниалий (бог войны), Gradivus (вождь армий), Alloprosallos и Aphneius (обильный). Сильный, Огромный, Быстрый, Беснующийся, Вредоносный, Вероломный, Губитель людей, Разрушитель городов, Запятнанный кровью.

Атрибуты: копье, горящий факел, собаки, коршун.

Центры почитания: возможно, Спарта и Фивы (в противном случае, не было ни одного города, где он бы действительно был бы в почете), и Фракия. Геродот также отождествлял с Аресом скифское божество, которого почитали в образе железного меча. Скифы приносили ему в жертву домашний скот и каждого сотого пленника.

:: Подробнее: скифы

В Мифологическом словаре под ред. Мелетинского в статье Арес читаем: "... «Скифский Арес», входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифский Геракл"), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водруженного на вершине четырехугольного хворостяного алтаря... Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной Космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырехугольный платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана, что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено и у Сарматов."

Окружение

Арес разъезжал на колеснице, запряженной четверкой коней Aithon ("Блеск"), Conabos ("Шум"), Phlogios ("Пламя") и Phobos ("Ужас").

В бою его сопровождала богиня войны кровожадная Энио (его дочь или сестра), Керы (демонические богини смерти) и сыновья Фобос и Деймос.

Возлюбленные и дети

Арес, как многие другие боги третьего поколения не связал себя узами брака. У него было множество детей среди смертных и богинь. Как мы уже говорили, Арес был связан особо с Афродитой, женой своего брата Гефеста. И Арес, и Афродита не хранили друг другу верности, но любили друг друга, ревновали и мстили разлучникам (разлучницам).

Эос. Однажды Афродита застала Ареса в объятиях Эос. В наказание Афродита внушила Эос страсть к смертным юношам, и Богиня Зари стала падка исключительно на смертных; с той поры она частенько занималась тем, что похищала полюбившихся ей молодых людей.

:: Подробнее: Анна Перенна

Однажды к Анне Перенне обратился Марс. Он просил старуху убедить Минерву разделить его чувство. В награду Марс обещал разделить для поклонения месяц март. Старуха согласилась, прекрасно сознавая, что выполнить просьбу бога она не сможет. Более того, Анна Перенна решила жестоко подшутить над богом: поделившись своим планом с Минервой и Венерой, Анна сказала Марсу, что Минерва готова прийти ночью в его дворец. Взволнованный Марс весь день провел в приготовлениях, и вот ночью к нему в спальню пришла закутанная с ног до головы женщина. Он бросился к ней, прижал к себе, но когда отбросил покрывало, увидел старую Анну. Надо думать, Марс не только сконфузился, но и пришел в ярость, тем более Минерва и Венера тут же открыли свое присутствие, огласив зал своим смехом.

Амазонки. Считается, что амазонки - это дочери Ареса и Гармонии.

Алкон. Фракиец, один из участников Калидонской охоты.

Алкиппа. Дочь Ареса и Аглавры (?)

:: Подробнее: Алкиппа, Ареопаг

Аресу претило появляться в суде в роли истца, но однажды его призвали в суд в качестве ответчика: боги обвинили его в преднамеренном убийстве сына Посейдона Галлирофия. Арес просил оправдать его на том основании, что спасал свою дочь Алкиппу из дома Кекропа, которую пытался обесчестить названный Галлирофий. Поскольку, кроме Ареса, свидетелей происшедшего не оказалось, суд оправдал его. Это было первое решение суда, вынесенное по делу об убийстве, а холм, на котором слушалось дело, стал известен под названием Ареопаг, которое сохранилось за ним и по сей день. (И1)

Аскалаф, сын Ареса и Астиохи, дочери Актора из Орхомена, брат Иалмена. После смерти деда, братья стали править Орхоменом. Упоминается в списке Аргонавтов, был одним из женихов Елены и вместе с братом привел к Трое 30 кораблей. Убит Деифобом. Арес, кстати, очень огорчился смерти сына.

Кикн. Это имя носили пятеро героев, нас интересует только один из них, Кикн, сын Ареса и Пелопии (иногда Пирены). Когда Кикн вызвал на единоборство Геракла, Арес стал поддерживать сына, и Зевс бросил между сражающимися перун. Арес превратил Кикна в лебедя. Кстати, греки считали лебедя очень воинственной птицей.

Диомед. "Восьмым подвигом Геракла должна была стать, по распоряжению Эврисфея, поимка четырех диких кобылиц фракийского царя Диомеда, о котором спорят: был ли он сыном Ареса и Кирены или родился от кровосмесительной связи между Астерией и ее отцом Атлантом. Диомед правил воинственными бистонами. Его конюшни наводили ужас на всю Фракию, поскольку Диомед держал кобылиц прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил их мясом чужеземцев. В одном из вариантов рассказа лошадей этих называют жеребцами, а не кобылицами, и были у них клички Подарг, Лампой, Ксанф и Дин." [И1] Конечно, Геракл добыл кобылиц и убил попытавшегося вернуть их Диомеда.

Дракон. Это змея-дракона Арес породил вместе с одной из Эриний. За убийство дракона Кадм находился на службе Ареса 8 лет.

Терей. Привожу этот миф целиком, он очень показателен: "Терей — сын Ареса — правил фракийцами, которые тогда жили в фокийской Давлиде. Некоторые, правда, говорят, что он был царем Паг в Мегариде. Говорят также, что он выступал посредником в пограничном споре на стороне царя Афин Пандиона — отца близнецов Бута и Эрехтея, и женился на их сестре Прокне, родившей ему сына Итиса." Терей же влюбился в сестру Прокны Филомелу и через год, спрятав жену, сообщил Пандиону о смерти Прокны. "Пандион, проникнувшись сочувствием к Терею, великодушно предложил Филомеле заменить ему Прокну и отправил ее в сопровождении афинских воинов для бракосочетания в Давлиду. Терей перебил сопровождавших, а когда Филомела оказалась в его дворце, совершил над ней насилие". И чтобы она молчала отрезал ей язык. "Тем временем оракул предупредил Терея, что Итис погибнет от руки кровного родственника. Терей, заподозрив своего брата Дрианта в том, что это он готовит кровавый заговор с целью овладеть его троном, застал его врасплох и зарубил топором". Между тем, Филомела отыскала Прокну и обе они решили, что Терей не останется безнаказанным. Прокна убила своего сына Итиса, сварила в медном котле и велела подать блюдо Терею. "Когда Терей понял, чью плоть он ест, он схватил тот же топор, которым некогда зарубил Дрианта, и бросился в погоню за сбежавшими из дворца женщинами. Вскоре он догнал их и уже было собрался совершить двойное убийство, но боги превратили всех троих в птиц" Примечание: цитируется Грейвс, но поскольку именно в рассказ этого мифа закралась ошибка, о которой читателю сообщает Тахо-Годи, пришлось цитировать местами.

Эвен. Сын Ареса и Демонисы (?); Эвен - отец Марпессы. Когда Идас похитил Марпессу, и Эвен не смог догнать похитителя, он заколо коня и бросился в речной поток, который получил его имя. Между прочим, Марпесса стала матерью Клеопатры, которая вышла замуж за Мелеагра...

Мелеагр. "Ойней был царем этолийского города Калидон и женат на Алфее. Сначала она родила ему Токсея, которого он убил собственными руками за то, что тот нарушил обычай и прыгал через ров, который вырыли, чтобы защитить город. Вторым родился Мелеагр, про которого говорили, что настоящим его отцом был Арес. Когда Мелеагру исполнилось семь дней, в спальню Алфеи пришли богини судьбы и объявили, что он будет жить до тех пор, пока не сгорит пылавшее в этот момент в очаге полено. Алфея тут же выхватила полено из огня, плеснула на него воду из кувшина и спрятала в ларец. Мелеагр вырос смелым и неуязвимым бойцом, которому не было равных в метании копья во всей Греции". В отмеску за то, что Ойней забыл принести должные жертвы Артемиде, богиня наслала на Калидон огромного вепря. Ойней же отправл во все концы Греции гонцов, и скоро в Калидон начали съезжатся величайшие герои, которые желали принять участие в охоте на зверя. Среди них же была быстроногая Аталанта, в которую Мелеагр незамедлительно влюбился, хотя уже и был женат на Клеопатре. Дяди же Мелеагра сразу невзлюбили девушку. Но в любом случае охота началась и Аталанта пронзила стрелой ухо зверя (а Ификл задел лапотку), смертельный удар вепрю нанес Мелеагр. Содрав шкуру со зверя, Мелеагр преподнес ее Аталанте как первой, кто пролил кровь на охоте. Дяди Мелеагра запротестовали, настаивая, что первую кровь пролил Ификл и что шкуру получат достойнейшие, т.е. они. В ярости Мелеагр убил обоих. "Алфея, при виде принесенных домой мертвых тел, прокляла своего сына, и тот не стал защищать Калидон, когда двое оставшихся в живых братьев его матери пошли войной на город и убили многих его защитников. Наконец, Клеопатра, жена Мелеагра, убедила его взяться за оружие, и он убил обоих своих дядьев, несмотря на то, что тем помогал Аполлон.Увидев это, эринии повелели Алфее вынуть из ларца недогоревшее полено и бросить его в огонь. Как только полено оказалось в огне, Мелеагр почувствовал внутри невыносимое жжение, и враги легко одолели его. Алфея и Клеопатра повесились, и Артемида превратила всех сестер Мелеагра, за исключением двух, в цесарок и перенесла их на остров Лерос, прибежище всех грешников." [И1]

:: Иллюстрации ::

Меланипп. Сын Ареса и Тритеи, жрец Афины. Основал город в Ахейе, который был назван Тритией (по имени матери).

Никэ. Согласно одному из трех вариантов происхождения богини, Никэ, богиня победы, - дочь Ареса

Нис. Сын Ареса, царь Мегар (древнее название - Ниса), отец Скиллы. На голове у Ниса рос пурпурный локон, от которого зависела его жизнь. Когда царь Крита Минос осадил Мегары (Минос собирался отомстить Афинам за смерть сына Андрогея, и по пути к городу собирал войска). Влюбленная в царя критян, Скилла предложила Миносу особый локон отца в обмен на его любовь. Минос согласился, в ту же ночь разграбил город и возлег со Скиллой, однако брать ее с собой не стал, испытывая отвращение к отцеубийству... Девушка бросилась за кораблем и плыла, "пока душа ее отца Ниса, принявшая образ морского орла, не налетела на нее сверху и не стала терзать когтями и крючковатым клювом. Испуганная Скилла отпустила корму и утонула, а душа ее отлетела и стала птицей кирис, которая хорошо известна благодаря своей пурпурной грудке и красным лапкам]. Одни, правда, говорят, что это Минос приказал ее утопить; другие утверждают, что ее душа превратилась в рыбу кирис, а не в птицу с таким же названием." [И1]

Эагр. Сын Ареса, отец Орфея и Лина.

Эномай. Сын Ареса и Гарпины (дочь Асопа) или Ареса и плеяды Стеропы. "To ли оракул предупредил Эномая, что его должен убить зять, то ли он сам влюбился в Гипподамию". Каждому претенденту на руку Гипподамии, Эномай предлагал состязание в беге на колесницах. Он также давал приемущество во времени, но так Эномай обладал зачатыми от ветра кобылами Псиллой и Гарпинной, которых ему вручил его отец Арес, все женихи погибали. Согласно одной версии, Пелопсу (или Пелопу) удалось на крылатых конях обогнать Эномая (или украть невесту). Однако по более распространенному мифу, Пелопс предложил вознице Эномая Мартилу, тайно влюбленному в Гиподамию, ночь с нею и половину царства, если тот поможет ему. Мартил заменил металлическую чеку Эномая восковой, и во время состязания Эномай упал и умер. Однако не желаю ненужных свидетелей, Пелопс столкнул Мартила с обрыва, и падая возничий проклял Пелопса и весь его род. Правда, говорят, что Пелопс убил Мартила не из страха перед свидетелями, а потому, что не хотел отдавать ему жену.

Парфенопей. Сын Ареса и Аталанты (по др. версии отец Парфенопея Мелеагр). Аталанта оставила сына "на том же холме, где сама была вскормлена медведицей. Он не умер и впоследствии победил Идаса в Ионии и встал на стороне семерых против Фив." [И1]

Флегий. Сын Ареса, отец Иксиона и Корониды, царь Беотийского Орхомена (в Иллиаде упомянута не Беотия, а Фессалия). Говорят, он жил набегами, и даже пытался ограбить Храм Аполлона в Дельфах, за что, по всей видимости, терпит мучения в Аиде.

Арес/Марс и смертные

Арес людям не служил, во всяком случае, до нас не дошло ни одного мифа, где он кому-либо помогал, за исключением того случая, когда Сизиф пленил Гадеса и никто не мог умереть.

:: Подробнее: Сизиф и Гадес

" Зевс, который лишь чудом избежал мести Асопа*, приказал своему брату Гадесу бросить Сисифа в Аид и подвергнуть его вечной пытке за раскрытие божественных тайн. Однако Сисиф не очень-то испугался: он хитростью заключил Гадеса в колодки, попросив его показать, как ими пользоваться, а сам тут же замкнул их. Поэтому Гадесу пришлось в течение нескольких дней находиться в качестве пленника в доме Сисифа. Создалась невероятная ситуация, когда никто не мог умереть, даже те, кому отрубали головы или разрубали на куски. Наконец, Арес, интересов которого это касалось непосредственно, поспешил на помощь, освободил Гадеса и, крепко связав Сисифа, доставил его в преисподнюю." (И1)

*Зевс похитил Эгину, дочь речного бога Асопа, и Сизиф до тех пор не раскрывал Асопу, что случилось с Эгиной, пока бог не даровал Коринфу непересыхающий ключ.

Зато Марс несколько раз непосредственно помогал людям. Помимо того, что он стал отцом основателя Рима Ромула и его брата Рема, Марс фигурирует также в некоторых мифах, которые связаны с мифами о уже основанном городе.

Самым показательным мифом в этом случае несомненно является тот, что повествует о хитроумном Нуме Помпилии. Во время царствования Нумы Помпилия в Риме случилось быть необычно грозовым дням. Стоит ли говорить, как опасны молнии для деревянного города. Нума обратился за советом к камене Эгерии, своей жене, и та сказала, что боги Пик и Фавн смогут помочь ему; также Эгерия научила Нума, как следует просить богов о помощи. Напоив вином богов, Нума связал их и стал молить их помочь избавить Рим от молний. Пик и Фавн ответили, что молниями управляет Юпитер, но, если Нума освободит их, боги обещали сделать так, что Юпитер спустится на землю и Нума сможет поговорить с ним.

Когда Юпитер спустился, Нума бросился к нему, прося рассказать, как избавится от молний.
-- Голову отсеки, - ответил бог.
Но обученый тому, как следует разговаривать с богами Нума спросил:
-- Чью? А... Головку луковицы!
-- ... Человеку.
-- Ах, волосы дернуть?
-- Жизнь!
-- ..рыбью!
Юпитер расхохотался и обещал на следующий день дать защиту от молний.

На следующее утро перед царем собрался весь город, и на глазах у толпы с неба упал круглый щит. Нума понял, что щит является защитой от молний на один месяц, и поэтому велел изготовить еще 11 точно таких же щитов на остальные месяцы, предложив сказочную награду тому, кто сделает работу в срок. Вызвался только один кузнец, Мамурий Ветурий. В должный день он принес 12 щитов таких, что ни Нума, ни кто-либо другой не смогли отличить один от другого. Восхищенный Нума, спросил кузнеца, где же тот, что был подарен Юпитером. В ответ Мамурий показал на одном из щитов метку (вообще говоря, там было написано название месяца Марта на этрусском языке).
-- Это мое имя, а второе имя Ветурий дано мне в Риме, - сказав это, кузнец исчез. Тогда Нума понял, что 11 щитов ему изготовил сам Марс и велел учредить в честь бога жреческую коллегию двенадцати жрецов салиев.

Имя

Данные здесь Платоном толкования имени "Арес" с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, т.к. это имя догреческого происхождения.

Сократ: ...Что до Ареса, то он, возможно, назван так, от ярой мужской силы и храбрости, а даже если он назван так из-за суровости и непоколебимости, из-за того, что ему, можно сказать, не свойственно "содрагательство", то и тогда во всех отношениях пободает богу войны носить имя Арес. (И2)


Приглашаем обсудить данную статью на форуме.

Источники цитат

1. Роберт Грейвс. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992

2. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. редакция А.Ф. Лосева и др., Авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; Прим. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Изд-во "Мысль", 1999 - 864 с. (Кратил, стр 639-640)

Примечание

* Имя упомянается только в англоязычном источнике, и поскольку в России есть свои традиции перевода имен, я могу ошибится в переводе. Это касается всех имен, следом за которыми идет знак вопрос в скобках (?)


© 2003-2006, chronarda.ru
При использовании материалов сайта необходима активная ссылка на сайт Астерия